Большие проблемы из-за маленького мокика
Олег ГУБАЙДУЛИН, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)
Совершенно неожиданно на наших дорогах появились новые участники дорожного движения – мокики. Эти юркие разноцветные двухколесные машинки создают множество аварийных ситуаций не только на дорогах, но даже на тротуарах!
Что это такое – мокик?
В Правилах дорожного движения про мокики ничего не написано.
Дело в том, что на всей территории постсоветского пространства до сих пор используют Правила дорожного движения, составленные и разработанные во времена СССР, когда подобных транспортных средств не было и в помине.
Более того, мы выяснили, что далеко не всякий полицейский чиновник знает, как выглядит данное средство передвижения.
Как только мокики не называют! Одни именуют их скутерами, другие – мопедами, третьи – мотороллерами. На самом деле мокик взял понемножку от всех двухколесных машин. Но вот мощность у этого малыша может быть приличной – от 1,5 лошадиной силы до нескольких десятков.
В этом и состоит главная проблема.
Ни прав, ни обязанностей?
Невероятно, но ответить на простой, казалось бы, вопрос: “Сколько в Алматы мокиков?” – ни один алматинский чиновник так и не смог. Точной цифры не знают даже сотрудники управления дорожной полиции ДВД южной столицы! Как такое могло произойти?
– Да очень просто. Ни один из многочисленных владельцев мокиков так и не удосужился зарегистрировать своего двухколесного друга в УДП, – поясняет начальник управления дорожной полиции ДВД Алматы полковник Арман Сарбасов.
Это выяснилось после того, как по вине водителей мокиков произошло несколько тяжких дорожно-транспортных происшествий. И надо сказать, что в большинстве случаев пострадавшими являются сами владельцы мокиков.
Например, на проспекте Аль-Фараби мужчина не заметил притормозивший грузовой КамАЗ и на большой скорости влетел под задние колеса самосвала. К сожалению, спасти пострадавшего не удалось, он погиб на месте происшествия.
Последняя трагедия произошла несколько дней назад: обгоняя попутные машины, 19-летний юноша на большой скорости врезался в джип, который совершал разворот, и погиб.
Кроме того, было зарегистрировано несколько случаев, когда водители мокиков выезжали на тротуар и сбивали пешеходов.
Когда стали разбираться, выяснилось: водители мокиков зачастую не имеют водительских прав на управление этими транспортными средствами.
Признается только “А”
– Я уже предвижу возмущенные возражения владельцев – мол, для управления мокиком, так же, как и мопедом или велосипедом, водительских прав не требуется! – говорит Арман Сарбасов. – Придется их огорчить: в том случае, если объем двигателя мокика превышает 50 кубических сантиметров, он подлежит обязательной регистрации в управлении дорожной полиции!
Причем, даже если мокик-владелец является водителем-профессионалом и имеет все категории – “В”, “С”, “D” и “Е”, управлять этим транспортным средством, так же, как мотороллером и мотоциклом, он не имеет права. Для этого нужно получить категорию “А”. Ведь езда на двухколесных транспортных средствах существенно отличается от управления автомобилями и требует особых навыков вождения.
Однако даже наличие в водительском удостоверении вожделенной категории “А”, которую можно получить по достижении 16-летнего возраста, вовсе не означает, что владелец мокика имеет право его оседлать.
Для этого необходима регистрация в УДП, а для регистрации – наличие технической документации.
Де-факто есть, а де-юре нет!
И вот тут выясняется самое любопытное: документов на эти транспортные средства у большинства их владельцев нет!
Приступив к расследованию, мы с удивлением узнали, что на протяжении трех последних лет в Казахстан… не было ввезено ни одного мокика!
Как же такое могло случиться? По дорогам страны носятся тысячи этих “кузнечиков”, а согласно таможенным документам они сюда не ввозились?!
Связавшись с сотрудниками таможенного комитета, мы узнали, что при пересечении границы (чаще всего везут машинки из Китая) коммерсанты оформляют мокики не как транспортные средства, а как… запасные части к автомобилям и мотоциклам! Отчасти это верно: везут-то их в разобранном виде. Потом на территории республики собирают и либо продают желающим, либо выдают на прокат.
Несерьезный подход к серьезной машине
Выглядит мокик, конечно, не слишком представительно – куда ему до крутых внедорожников! Возможно, именно поэтому и относятся к ним их владельцы несерьезно. Недавно сотрудникам дорожной полиции пришлось столкнуться с еще одной проблемой – почти половина водителей мокиков садятся за руль пьяными! Причем в большинстве случаев это не подростки, а вполне взрослые мужчины. Только за последнюю неделю инспекторы УДП задержали 13 нетрезвых водителей мокиков, а их транспорт отправили на штрафную стоянку.
Каким образом нарушители смогут вернуть свою собственность обратно, неизвестно – ведь никаких документов, ни технического паспорта, ни таможенной декларации, где было бы указано, что это мокик, а не запчасти, у многих владельцев нет…
По нашей информации, руководство департамента дорожной полиции МВД РК в ближайшее время намерено начать проверку технической документации и водительских прав владельцев и водителей мокиков. Раз уж они стали полноправными участниками дорожного движения, то и отвечать должны наравне со всеми!
В тему
Кстати, недавно в Алматы появились квадроциклы – транспортные средства с мощным мотоциклетным двигателем, но на четырех колесах. Согласно закону их положено регистрировать в государственном учреждении территориальной инспекции Министерства сельского хозяйства. Там же, где выдают водительские права на управление снегоходами и тракторами. Но, несмотря на то что ездить на квадроциклах разрешено только вне дорог общего пользования, их владельцы с удовольствием носятся по паркам и улицам Алматы. А скорость квадроцикла может достигать 120–140 км в час!